Нельзя представить себе современное общество без использования информационных технологий. Причем эти технологии находятся в постоянном развитии. Они проникают во все сферы нашей жизнедеятельности и влияют на мировоззрение не только взрослых, но и детей. В связи с этим меняются образовательные стандарты, разрабатываются новые программы. Все мы понимаем, что нельзя сегодня учить наших детей так же, как раньше учили нас. Они стали другие со своими представлениями о жизни и своими интересами. Именно поэтому образовательные программы должны идти не только в ногу с требованиями современного общества, но и с интересами детей. Об этом не нужно забывать потому, что интерес – один из ключевых мотивов обучения ребенка.
И вот здесь, на мой взгляд, неоценимую помощь оказывает применение электронных образовательных ресурсов. Их использование превращает обычный урок в урок-игру. Такая форма занятий способствует мотивации школьников к изучению компьютерной грамотности, развивает воображение, заставляет находить новые нестандартные решения. Особенно хочется отметить применение таких технологий в начальных классах, когда учащимся довольно сложно разораться в основных понятиях информатики, используя традиционные методы. Но надо отметить, что в огромном разнообразии существующих ЦОР непросто найти программы, в которых оптимально сочетаются игра и обучение.
В качестве примера хочу предложить перечень электронных образовательных ресурсов, которые я использовал при составлении программы внеурочной деятельности по информатике для учеников 2-3 классов:
- CD диск Кирилл и Мефодий: «Мир информатики. 1-й и 2й год обучения»;
- CD диск Кирилл и Мефодий: «Мир информатики. 3-й и 4й год обучения»;
- CD диск 1-С: Образовательная коллекция: «Информатика 2класс»;
- CD диск 1-С: Образовательная коллекция: «Информатика 3класс»;
- CD диск "Страна Фантазия" по курсу информатики для начальной школы (2—4 классы).
- CD диск к учебнику Информатика и ИКТ Е.П. Бененсон, А.Г. Паунтова 2-й класс
- CD диск 1-С: Образовательная коллекция: «Почитай-ка!», Клавиатурный тренажер.
Ниже приведен календарно - тематический план для 2-го класса, основанный на использовании указанных программ.
Календарно-тематическое планирование занятий (2-й класс)
№ п/п
|
Тема занятия
|
1
|
Вводное занятие. Правила поведения в кабинете информатики. Правила работы за компьютером.
|
Рздел№1. Устройство и управление компьютером.
|
2
|
Виды компьютеров. Состав компьютера. Области применения. Состав системного блока (Диск 1)
|
3
|
Состав компьютера. Работа с учебно-игровой программой. (Диск 6)
|
4
|
Управление компьютером с помощью мыши. Работа с учебно-игровой программой. (Диск 1)
|
5
|
Работа с клавиатурой. Работа с клавиатурными тренажерами (Диск 1,5).
|
6
|
Работа с клавиатурой. Работа с клавиатурными тренажерами (Диск 7).
|
7
|
Набор текста в текстовом редакторе Блокнот.
|
|
Раздел№2. Получение и обработка информации
|
8
|
Описание признаков предметов. Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
9
|
Координатная сетка. . Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
10
|
Двоичное кодирование рисунков. Работа с учебно-игровой программой (Диск6).
|
11
|
Действия объектов. Результат действия. Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
12
|
Обратимые и необратимые действия. Последовательность событий Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
|
Раздел№3. Множества
|
13
|
Понятие множества Работа с учебно-игровой программой (Диск1,5).
|
14
|
Обобщение. Работа с учебно-игровой программой (Диск1,5).
|
15
|
Свойства множеств. Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
16
|
Сравнение множеств. Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
17
|
Вложенные множества Пересечение и объединение множеств. Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
|
Раздел№4. Основы логики комбинаторики
|
18
|
Понятия «Истина» и «Ложь» Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
19
|
Отрицание. Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
10
|
Пересечение и объединение множеств. Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
21
|
Понятие графа и дерева. Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
22
|
Элементы комбинаторики(Диск3).
|
|
Раздел№5. Основы алгоритмизации
|
23
|
Алгоритм. Блок-схема алгоритма. Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
24
|
Исполнители алгоритма «Перемещайка» и «Энтик» Работа с учебно-игровой программой (Диск6).
|
25
|
Исполнитель алгоритма «Транспортер» Работа с учебно-игровой программой (Диск1).
|
26
|
Алгоритм ветвления. Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
27
|
Циклический алгоритм. Работа с учебно-игровой программой (Диск3).
|
|
Раздел№6. Работа в графическом редакторе «Paint»
|
28
|
Вставка символов в рисунок. Создание рисунка «Монитор»
|
29
|
Инструмент «Кривая». Создание рисунка «Зонт», «Мяч»
|
30
|
Инструмент «Копирование» Создание рисунка «Початок кукурузы»
|
31
|
Поворот, отражение, растяжение фигуры. Создание рисунка «Ромашка»
|
32
|
Инструменты «Многоугольник». Создание рисунка «Василек»
|
33
|
Создание композиции «Фруктовый сад»
|
34
|
Итоговое занятие
|
Как видно из приведенного плана изучение практически каждой темы подкреплено работой с определенной учебно-игровой программой.
Так, например, такие сложные понятия, как «алгоритм», «исполнитель» усваиваются в достаточно простой игровой форме с помощью программ «Перемещайка», «Энтик», «Транспортер».
В заключении хочется привести слова В.А. Сухомлинского : «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.»