Применение здоровьесберегающих технологий на уроке информатики
Введение
Здоровье – это характеристика состояния человека, которая показывает отсутствие заболеваний и состояние его благополучия, т.е. состояние его души, тела и условий жизни. Здоровье – это самая важная ценность, которая позволяет человеку быть активным членом коллектива и общества в целом. Можно рассматривать здоровье как меру реализации генетических потенциалов. В процессе воспитания эти потенциалы развиваются – телесные, психические, духовно – нравственные. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо развивается, либо утрачивается.
К сожалению, многие факторы школьной жизни оказывают отрицательное влияние на здоровье школьника, и решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся.
Изучение предмета «информатика» кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, неправильно общаясь с которым можно нанести гораздо больший вред здоровью растущего организма, чем на обычном уроке. Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем сегодняшнего общества. С одной стороны компьютер значительно облегчает человеку жизнь, с другой стороны влияет на все биологические характеристики человека, в первую очередь на его физическое и психическое здоровье.
Поэтому при проведении уроков в компьютерном классе мне приходится учитывать следующие вредные факторы, оказывающие влияние на здоровье учащихся:
Сидячее положение в течение длительного времени
Несмотря на то, что за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако, она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз и сколиоз.
Воздействие электромагнитного излучения монитора
Конечно, рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном, но при длительном воздействии также способно оказывать влияние здоровье.
Утомление глаз, нагрузка на зрение
Действительно, компьютер влияет на зрение, глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это - огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих. Но при выполнении обязательных правил, предусмотренных при работе с компьютером, можно если не устранить полностью, то в большей мере избежать отрицательного влияния на зрение. Следовательно, если мы говорим о здоровьесбережении, первостепенной задачей педагога является научить учащегося: как свести до минимума отрицательное влияние компьютера на зрение.
Перегрузка суставов кистей
Длительная однообразная неправильная работа кистями рук приводит к тому, что нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.
Стресс при потере информации
Отрицательное воздействие компьютера может носить и психологический характер. Неожиданная поломка компьютера, воздействие вируса, субъективная ошибка, приведшие к потере важной информации на уроке способно вызывать небольшие стрессы и поэтому учитель должен прививать культуру работы на компьютере.
Исходя из вышеизложенного, с целью защиты своих учеников от отрицательного воздействия компьютера, укрепления и сбережения их здоровья, снижения утомляемости на уроках, повышения продуктивности работы, я применяю различные зоровьесберегающие технологии, имеющие следующие основные направления:
Соблюдение санитарных норм и правил охраны труда
Важно соблюдение температурного режима, к приходу учащихся кабинет должен быть проветрен, я проветриваю кабинет каждую перемену в независимости от времени года. Когда в помещении работают одновременно несколько компьютеров, температура всегда немного повышается, вследствии чего возникает духота, у детей начинается головная боль, сонливость, чего допускать нельзя. Ежедневно в кабинете проводится влажная уборка.
В начале каждого полугодия я провожу с учащимися информационную беседу по правилам безопасности, на которой также рассказываю об отрицательном влиянии компьютера на организм и здоровье человека (см. Приложение 1).
Предупреждение физической усталости
Одним из важных условий успешного обучения является физический комфорт учащегося на уроке, т.к. в этом случае повышается эмоциональный настрой на работу, ребенка ничего не отвлекает, не вызывает раздражения.
Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. Я использую в работе различные комплексы физкультурных упражнений (см. Приложение 2). В начальной школе часто провожу физкультминутку в форме игры, например, игру на развитие внимательности (см. Приложение 3).
Я стараюсь как можно больше рассказывать о правилах работы за компьютером, причем не только на уроке, но и в повседневной жизни. На рабочем столе каждого компьютера учащегося помещена памятка с простейшими упражнениями для глаз, которые я рекомендую выполнять в начале работы за компьютером, в конце, а также при малейшей усталости глаз (см. приложение 4). Своей задачей как педагога и воспитателя я считаю не только объяснить ребенку, как уберечь себя от отрицательного воздействия компьютера, но и научить применять эти знания в повседневной жизни.
Обязательно провожу зарядки для глаз, причем наряду с инструкцией по снятию утомления с глаз помещаю на Рабочий стол компьютера стереограммы (см. Приложение 5), которые рекомендованы людям, которые долго работают за компьютером. Разглядывание таких картинок снимает усталость с глаз, укрепляет глазную мышцу. Дети очень любят этим заниматься, главное, чтобы количество доступных стереограмм было не большим, 3-4 шт., и постоянно обновлялось.
Предупреждение интеллектуальной усталости
После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь создать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, у детей очень развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Я стараюсь приучить каждого ученика до начала работы приводить свое рабочее место в порядок, убирать со стола все лишнее, если оно есть. Моя задача создать для ребенка условия, благоприятные для включения в творческий процесс урока, найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности.
Ученик способен сосредотачиваться только на том, что ему интересно, моя задача – помочь ему преодолеть усталость, неудовлетворенность. Необходимо все время заботиться о том, чтобы привести в согласие желания и возможности ученика. Почти все дети очень любят наш предмет и от того как я буду использовать все доступные для меня методы преподавания, зависит их дальнейшее отношение ко мне, как преподавателю, и к уроку в целом.
Также в ходе урока я стараюсь использовать различные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Например, свободную беседу, дискуссию, предлагаю нескольким учащимся занять место учителя и по очереди показать способ решения поставленной задачи. Далее ученики должны выбрать более рациональный способ, обсудить достоинства и недостатки.
Приемы и методы преподавания
С целью реализации здоровьесберегающих технологий я сочетаю фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с ученическим коллективом, что помогает разнообразить ход урока, позволяет дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на ученика, полнее и посильно использовать урочное время. Предмет информатика имеет одну интересную особенность, зачастую учащиеся приходят к нам на урок, имея какие - то сведения по той или иной теме. Не секрет, что школьники гораздо более мобильны, чем взрослые, им не присущи страхи «что – то сломать, испортить, нажать не на ту кнопку», и очень часто бывает, что учащийся, неуспевающий по другим предметам, на информатике раскрывается совсем с другой стороны. В этом случае необходим тщательный выбор заданий для работы на уроке, я использую в своей работе разноуровневый дидактический материал при изучении некоторых тем, дополнительные задания. Часто применяю работу мини – групп, когда учащийся, выполнивший свою работу, помогает другим. В этом случае важно добиться, чтобы ребенок не просто сделал чужое задание, а попытался объяснить, как его сделать. Естественно, такая помощь должна положительно влиять на итоговую оценку урока.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни
При составлении тематического планирования учителю информатики и ИКТ необходимо предусматривать здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, необходимо планировать вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни. Например:
- Составление и редактирование текстов, посвященных здоровому образу жизни.
- Составление графиков и диаграмм
- Разработка презентаций, плакатов
- Поиск информации в интернете и разработка Web – страниц
- Осуществление проектной деятельности учащихся, индивидуальной и групповой.
Например, учащимися 8 класса в качестве зачетной работы по теме «Текстовый редактор» были приготовлены доклады по темам: «Влияние компьютера на здоровье человека», «Влияние вредных привычек на организм подростка», «Правильное питание – как основа здорового образа жизни». К оформлению текста предъявлялись определенные требования, также, к каждому докладу разрабатывалась презентация.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.
Стенд для кабинета информатики и ИКТ
Презентации по ЗОЖ
![]() |
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ(pptx) |
![]() |
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ(pptx) |
![]() |
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ(pptx) |
![]() |
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ(pptx) |
Другие материалы по ЗОЖ
- Реферат "Жизнь без вредных привычек" СКАЧАТЬ (doc)
- Застойный синдром, он же венозный, сосудистый ножной СКАЧАТЬ (doc)
- Здоровый человек у компьютера СКАЧАТЬ (docx)
- Карпальный туннельный синдром (КТС) или синдром запястного канала (СЗК) СКАЧАТЬ (docx)
- Перечень симптомов и рекомендуемых упражнений СКАЧАТЬ (docx)
- Позвоночный синдром (ПС) СКАЧАТЬ (docx)
- Памятки дети в интернете СКАЧАТЬ (pdf)